Маркова Наталья Юрьевна,инструктор по физической культуре

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

1. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ХОДЬБОЙ И БЕГОМ

 «Бегите ко мне»

Цель: Упражнять детей действовать по сигналу, выполнять бег  в прямом направлении одновременно всей группой.

Правила игры: Дети стоят на одной стороне зала, так, чтобы не мешать друг другу. Я стою на противоположной стороне, и говорю: «Бегите ко мне, все-все бегите ко мне!». Дети бегут ко мне, встречаю их приветливо, разведя руки широко в стороны, и делаю вид, что хочу всех ребят обнять. После того как дети соберутся около меня, я ухожу на другую сторону площадки и снова говорю: «Бегите ко мне!». Перед началом игры напоминаю, что бежать можно только после  слов «Бегите ко мне!», нельзя толкаться и мешать друг другу.

Варианты: Желающих играть, можно разделить на две небольшие группы, пока одна группа играет, другая смотрит, затем они меняются ролями.

 «Птички»

Цель: Упражнять детей  действовать по сигналу, бегать в разных направлениях одновременно всей группой, использовать всю площадь зала.

Правила игры: Я объясняю, что дети будут изображать птичек, которые готовятся к отлету в теплые края. По звуковому сигналу все дети поднимают руки (крылья) в стороны и разбегаются, разлетаются по всему залу. По сигналу: «Птички отдыхают», дети останавливаются и приседают.

 «Кот и воробышки» (1 вариант)

Цель: Упражнять детей  действовать в соответствии с текстом стихотворения, выполнять бег в прямом направлении одновременно всей группой, использовать всю площадь зала.

Правила  игры: «Кот» располагается на одной стороне зала (площадки), а дети – «воробышки» - на другой. Дети – «Воробышки» приближаются к «Коту» вместе со мной, и произносим: Котя, котенка, коток, Котя – черненький хвосток, он на бревнышке лежит, притворился, будто спит. На слова «Будто спит», «Кот» восклицает: «Мяу!» - и начинает ловить «Воробышков», которые убегают от него в свой домик (за черту).

 «Быстро в домик»

Цель: Упражнять детей действовать по сигналу, двигаться врассыпную в разных направлениях, бегать одновременно всей группой, использовать всю площадь зала.

Правила игры: Дети располагаются в «домике» (на гимнастических скамейках или стульчиках). Я предлагаю им пойти на лужок – цветочками полюбоваться, на бабочек посмотреть – ходьба врассыпную, в разных направлениях. На сигнал: «Быстро в домик, дождь пошел!» - малыши бегут занимать место в «домике» (любое место).

 «Ловкий шофер»

Цель: Упражнять детей действовать по сигналу, двигаться врассыпную в разных направлениях, использовать всю площадь зала, бегать не мешая друг другу.

Правила игры: Дети располагаются произвольно по всему залу, в руках у каждого ребенка руль (обруч). По сигналу: «Поехали!» - дети – «Машины» разъезжаются по всему залу в разных направлениях, стараясь не мешать друг другу. Если я поднимаю флажок красного цвета, то все машины останавливаются. Если зеленый – продолжают движение.

  «Найди свой домик».

Цель: Упражнять детей действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, выполнять  ходьбу, бег врассыпную, соотносить цвета, использовать всю площадь зала, действовать совместно.

Правила  игры: Я раздаю детям флажки (кегли) разных цветов. Дети с флажками одного цвета собираются в разных углах комнаты, обозначенных мною заранее флагом определённого цвета. По сигналу «Идите гулять» дети расходятся по площадке в разные стороны. Когда я скажу: «Найди свой домик»,— дети собираются возле флага соответствующего цвета. Отмечаю, какая группа раньше собралась.

Варианты: После нескольких повторений, когда дети хорошо усвоят игру, можно предложить во время прогулки остановиться, закрыть глаза, а тем временем переставляет флаги, стоящие в углах площадки.

«Птица и птенчики» (1 вариант)

Цель: Закрепить умение детей действовать по сигналу, выполнять бег и ходьбу врассыпную, использовав  всю площадь зала.

Правила игры: «Я буду птица, а вы – птенчики, - говорю, и предлагает детям посмотреть на большой круг (из шнура) – это наше гнездо и приглашает птенчиков в него. Дети входят в круг и присаживаются на корточки. Даю команду «Полетели, полетели птенчики зернышки искать». Птенчики вылетают из гнезда. «Птица – мама» летает вместе с птенцами по всему залу. По сигналу: «Полетели домой, в гнездо!» - все дети бегут в круг.

 «Коршун и цыплята»

Цель: Закрепить умение детей действовать по сигналу, выполнять бег и ходьбу врассыпную, использовав  всю площадь зала.

Правила игры: С одной стороны зала расположен шнур – за ним располагаются «цыплята» - это их «домик». Сбоку домика на стуле располагается «коршун» - водящий, которого я  назначаю. Дети – «Цыплята» бегают по залу «Двору». Они присаживаются – (собирают зернышки, помахивают крылышками). По сигналу: «Коршун, летит!» - « Цыплята» убегают в домик (за шнур), а «Коршун» пытается их поймать (дотронуться). При повторении игры роль коршуна выполняет другой ребенок.

 «Птица и птенчики» (2 вариант)

Цель: Совершенствовать умение детей действовать по сигналу, выполнять бег и ходьбу врассыпную, ориентироваться в пространстве, использовать всю площадь зала.

Правила игры: Дети делятся на группы по 5—6 человек. Каждая группа имеет свой домик — гнездышко (начерченный мелом круг, положенный на пол большой обруч или связанную за концы веревку и т.п.). Дети сидят на корточках, изображают птенчиков в гнездышках, я (любой ребенок)— птичку. По сигналу: «Полетели, полетели птенчики зернышки искать» птенчики вылетают из гнездышка и стараются улететь за кормом подальше. По моему сигналу «Полетели домой, в гнездо!» птенчики возвращаются в свои гнездышки. Напоминаю , что нельзя залетать в чужое гнездышко, улетать надо подальше от дома, там больше корма для птичек.

«Лохматый пес».

Цель: Упражнять детей действовать в соответствии с текстом стихотворения,  выполнять  ходьбу, бег врассыпную, использовать всю площадь зала.

Правила игры: Один из детей изображает пса. Он ложится на пол, положив голову на протянутые вперед руки. Остальные дети гурьбой тихонько подходят к нему по мере произнесения следующего текста:

Вот лежит лохматый пес, в лапы свой, уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит, не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим. И посмотрим, что-то будет.

Дети начинают будить пса, наклоняются к нему, произносят его кличку, хлопают в ладоши, машут. Пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются. Пес гонится за ними, старается  кого-нибудь поймать. Когда все дети убегут, пес возвращается на свое место. Игра повторяется с другим псом.

  «Автомобили».

Цель: Упражнять детей действовать в соответствии с двумя цветовым сигналам,  выполнять  бег врассыпную, использовать все пространство зала.

Правила игры: Каждый ребенок получает руль (картонный или фанерный). По сигналу (поднят зеленый флажок) дети разбегаются врассыпную так, чтобы не мешать друг другу. На другой сигнал (поднят красный флажок) автомобили останавливаются.

«Тишина».

Цель: Упражнять  детей выполнять ходьбу в колонне по одному.

Правила  игры: Ходьба в колонне по одному в обход площадки за направляющим (мной) и совместное проговаривание строчек стихотворения:

Тишина у пруда, не колышется трава.

Не шумите, камыши, засыпайте, малыши.

По окончании стихотворения дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Через несколько секунд я произношу громко: «Ква-ква-ква!» - и поясняю, что  лягушки разбудили ребят, и они проснулись, поднялись и потянулись.

«Мы топаем ногами».

Цель: Упражнять детей действовать в соответствии с текстом стихотворения,  выполнять  бег по кругу.

Правила игры: Я вместе с детьми становлюсь в круг на  расстоянии выпрямленных в сторону рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками, киваем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, мы руки подаем.

С этими словами дети дают друг другу руки, и продолжают:

И бегаем кругом, и бегаем кругом.

Через некоторое время по команде «Стой!». Дети замедляют движение, останавливаются. При выполнении бега предложить детям опустить руки.

«Мыши и кот».

Цель: Закрепить выполнение  ходьбы и  бег врассыпную, используя  всю площадь зала.

Правила  игры: Дети-мыши сидят в норках (на скамейках или стульях, поставленных вдоль стен зала). В одном из углов площадки сидит кот (я или выбранный ребенок). Кот засыпает, и мыши разбегаются по комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро бегут и прячутся в норках (занимают свои места на стульях). После того как все мыши вернутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает. Из норок мышки могут выбегать только тогда, когда кошка закроет глаза и заснет, а возвращаться в норки — после того как кошка проснется и замяукает. В игре можно использовать и кошку-игрушку.

2. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С БЕГОМ,  ПРЫЖКАМИ  И  ЛАЗАНИЕМ 

 «Зайка серый умывается»

Цель: Упражнять детей выполнять действия в соответствии с текстом стихотворения, прыгать на двух ногах с продвижением вперед, использовать всю площадь зала.

Правила  игры: Дети становятся передо  мной полукругом и все вместе произносят: «Зайка серый умывается, зайка в гости собирается. Вымыл носик, вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо!». В  соответствии с текстом стихотворения дети выполняют движения, прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед – «направляются в гости»

 «Кот и воробышки» (2 вариант)

Цель: Упражнять детей  выполнять прыжки с высоты.

Правила игры: Дети стоят на скамеечках, на больших кубиках, положенных на полу в одной стороне площадки. Это воробышки на крыше. В стороне сидит кот (я или кто-нибудь из детей). Кот спит. Команда  «Воробышки полетели, они  спрыгивают с крыши, расправив  крылья, разлетаются во все стороны. Но вот просыпается кот. Он произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробышков кот отводит к себе в дом. Слежу, чтобы дети мягко приземлялись, спрыгивали на носки и сгибали колени.

 «Мыши в кладовой»

Цель: Упражнять детей выполнять бег врассыпную, подлезание под шнур, не касаясь руками пола

Правила игры: Дети изображают мышей. Они стоят или сидят на стульях, скамейках на одной стороне площадки — мышки в норках. На противоположной стороне, на высоте 50—40 см натянута веревка, за ней кладовая. Сбоку от играющих сижу я, в роли кошки. Кошка засыпает. Мыши бегут в кладовую, нагибаются, подлезая под веревку (надо стараться наклониться пониже, чтобы не задеть её). В кладовой мыши присаживаются на корточки и грызут сухари. Кошка  просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают  в норки. (Кошка не ловит мышей, она только делает вид, что хочет поймать их). Затем кошка возвращается на место и засыпает, игра продолжается.

 «По ровненькой дорожке»

Цель: Упражнять детей действовать в соответствии с текстом и ритмом стихотворения, выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед, действовать совместно,  использовать всю площадь зала.

Правила  игры: Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Я  ритмично, в определенном темпе произношу следующий текст:

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки. Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам, по камешкам, по камешкам. В яму - бух!

При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам»,— они прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В яму — бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы»,— говорю я, и дети поднимаются. Игра повторяется.

 «Поймай комара»

Цель: Упражнять детей выполнять прыжки вверх с места, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка, не уменьшать круг во время подпрыгиваний.

Правила игры: Дети стоят по кругу лицом к центру на расстоянии вытянутых рук. Я нахожусь в середине круга. В руках у меня прут (длина 1—1,5 м) с привязанным на шнуре комаром из бумаги или материи. Начинаю  кружить шнур немного выше голов детей. Когда комар пролетает над головой, дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Тот, кто поймает комара, говорит: «Я поймал!».

Надо следить, чтобы дети не уменьшали круг во время подпрыгиваний. Вращая прут с комаром выполняю действия, то опускаю, то приподнимаю его.

 «Коршун и птенчики»

Цель: Упражнять детей выполнять  ходьбу, бег врассыпную,  прыжки с высоты 15–20 см, использовать всю площадь зала.

Правила игры: Дети – «птенчики» сидят в «гнездышках» (на гимнастических скамейках или стульчиках). Ведущий – «коршун» располагается на дереве (стуле) на некотором расстоянии от них. Я предлагаю «птенчикам» полетать, поклевать зернышек. Дети выпрыгивают из своих «гнёздышек» выполняют ходьбу врассыпную, не задевая друг друга, затем бег. По сигналу: «Коршун!» - птенчики быстро возвращаются в свои «гнездышки» (можно занимать любое свободное место), а «коршун» старается поймать кого-либо из них.

 «Лягушки-попрыгушки»

Цель: Закрепить выполнение  прыжки на двух ногах с продвижением вперед, перепрыгивание  через лежащий на полу шнур.

Правила  игры: На одной стороне зала на полу лежит шнур – это «болотце». Дети – «лягушки – попрыгушки» становятся на другой стороне зала в одну шеренгу на исходную линию. Я произношу текст: Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки, ква-ква, ква-ква-ква,  скачут вытянувши ножки. В соответствии с ритмом стихотворения дети выполняют прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед (примерно 16 прыжков) до «болотца» и прыгают через шнур, произнося: «Плюх!». После паузы упражнение повторяется. Если группа детей большая, то построение производится в две шеренги и во избежание травм расстояние между шеренгами составляет примерно 1,5 – 2м. Дети второй шеренги вступают в игру чуть позже и только по сигналу.

 «Огуречик, огуречик»

Цель: Закрепить  бег врассыпную,  прыжки на двух ногах с продвижением вперед, использовать все пространство зала.

Правила  игры: На одной стороне зала – водящий «Мышка», на другой стороне – дети. Они приближаются к «Мышке»  прыжками  на двух ногах. В соответствии с текстом:

Огуречик, огуречик, не ходи  на тот конечик,

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

Дети убегают за условную черту в свой «домик», а водящий  их догоняет.

 «Коршун и наседка»

Цель: Упражнять в  ходьбе, беге врассыпную, подлезание под препятствие, не касаясь руками пола.

Правила  игры: С одной стороны зала расположен шнур (домик цыплят). В центре зала на стуле сидит «Коршун» - водящий. Дети - «Цыплята» бегают по залу (двору). Присаживаются – собирают зернышки, помахивают  крылышками. По сигналу «Коршун летит!» - «Цыплята» убегают в домик (за шнур), «Коршун» пытается их поймать (дотронуться). При повторении игры роль «коршуна» выполняет другой ребенок.

 «Кролики и сторож»

Цель: Закрепить действию по сигналу и ориентироваться в пространстве. Упражнять  в прыжки на двух ногах с продвижением вперед и подлезание под препятствие, не касаясь руками пола.

Правила игры: На одной стороне площадки отмечены круги  (5— 6) — это клетки для кроликов. Перед ними ставятся дуги. На противоположной стороне — дом сторожа (стул, на котором сидит водящий). Между домом и клетками кроликов находится лужок, на котором кролики гуляют. Я делю всех играющих на группы по 3—4 ребенка. Каждая группа занимает свою клетку. Дети присаживаются на корточки (кролики сидят в клетках). Водящий  подходит поочередно к клеткам и выпускает кроликов на лужок. Кролики один за другим проползают под дугой, а затем бегают и прыгают на лужайке. Через некоторое время водящий  говорит: «Бегите в клетки». Кролики спешат домой. Каждый возвращается в свою клетку, проползая снова под дугой. Кролики сидят в клетках до тех пор, пока сторож снова не выпустит их гулять.  Вместо дуги для подползания можно использовать положенную на стойки планку или натянутый шнур.

 «Наседка и цыплята»

Цель: Закрепить бег врассыпную и  подлезании  под препятствие, не касаясь руками пола.

Правила  игры: Дети изображают цыплят, я — наседку. Цыплята с наседкой находятся в доме (место, огороженное натянутой между стойками или стульями веревкой на высоте 35—40 см). В стороне живет воображаемая большая птица. Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят: «Ко-ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, наклоняются, приседают, ищут корм. По моей команде «Большая птица летит!» все цыплята быстро убегают и прячутся в доме. Когда цыплята возвращаются домой, убегая от большой птицы, можно приподнять веревку повыше, чтобы дети не задели ее.

3.ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С МЕТАНИЕМ  И ПРОВАТЫВАНИЕМ

«Догони мяч»

Цель:  Упражнять детей в прокатывании мяча.

Правила игры: Дети строятся в одну шеренгу. Я называю нескольких  детей, предлагаю  им побегать за мячом и поиграть с ним. Называя имена детей, поочередно раскатываю мячи в разных направлениях. Ребенок бежит за мячом, ловит его и приносят мне. Затем снова бросаю  мячи, но уже в другом направлении.

«Кто бросит дальше мешочек»

Цель: Совершенствовать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании вдаль правой и левой рукой, в беге.

Правила игры: Дети стоят вдоль стены. Если детей много, разделить на команды. Несколько детей, становятся на одной линии перед положенной на пол веревкой. Дети получают мешочки  по сигналу «Бросай!» дети бросают мешочек вдаль. Я обращаю  внимание детей на то, чей мешочек упал дальше и говорит: «Поднимите мешочки!». Дети бегут за своими мешочками, поднимают их и садятся на места. Называю  других детей, которые занимают места бросавших мешочки. Игра заканчивается, когда все дети бросят  мешочки. Бросать и поднимать мешочки можно только по команде.

Варианты: Поставить ориентиры – кто дальше. Бросать шишки, мячики.

«Поймай мяч»

Цель: Упражнять детей ловить мяч  и бросать его обратно.

Правила игры: Я становлюсь напротив ребенка на расстоянии 1,5—2 м от него. И бросаю мяч ребенку, а тот возвращает его. В это время педагог  произносит слова: «Лови, бросай, упасть не давай!» Каждое слово сопровождается броском мяча. Слова нужно произносить медленно, чтобы малыш успел поймать мяч и бросить его не спеша. По мере овладения навыками ловли и бросания расстояние между ребенком и взрослым можно увеличивать. При ловле не прижимали его к груди.

«Закати мяч»

Цель игры: Упражнять прокатыванию мяча в ворота.

Правила игры. Дети выкладывают из кубиков (кеглей, гимнастических палок) прямоугольник шириной 30-40 см без одной стороны (в виде ворот). По числу ворот дети распределяются на команды. На расстоянии 2-3 м от ворот ребенок катит мяч в ворота прямоугольника, По окончании прокатывания один из команды собирает все мячи и раздает своим игрокам. Подсчитывается число мячей, попавших в ворота. Наиболее меткая и быстрая команда объявляется победительницей.

При неоднократном проведении игры можно увеличить расстояние от места прокатывания до ворот.

11 октября 2024 в 08:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.