Маркова Наталья Юрьевна,инструктор по физической культуре

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕ 4-5 ЛЕТ

1. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ХОДЬБОЙ И БЕГОМ

  «Найди свой цвет»

 Цель: Развивать пространственную и зрительную ориентацию. Упражнять в ходьбе, построению в круг.

Правила игры: Игроки находятся на площадке с разноцветными лентами в руках. В разных частях площадки на полу лежат 4 обруча с флажками в центре, цвета которых соответствуют цветами лент. По команде «ШАГОМ МАРШ!» дети шагают на площадке врассыпную, а по команде «НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ!» строятся в круг у обруча с флажками своего цвета. Игра повторяется 3-4 раза, я изменяю  местоположение флажков и отмечаю внимательных игроков.

«Найди себе пару»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве, развивать навык построения в пары. Упражнять в беге.

Правила игры: Дети стоят в кругу. Я каждому ребенку  даю по одному флажку (мячику; платочку; ленточке.) По сигналу – дети разбегаются по площадке. На слова «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, строятся парами друг за другом. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Дети говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!».

 «Салки»

Цель: Развивать  быстроту, улучшать реакцию на звуковой сигнал.

Правила игры: По считалке выбирается водящий («салка»). Условно устанавливается площадка, на которой играют. Все разбегаются по площадке, водящий объявляет «Я салка!» и начинает догонять всех игроков. Кого догонит и «осалит» (дотронется), тот становится «салкой», громко объявляет об этом, и начинает догонять игроков. Продолжаем до бесконечности.

«Цветные автомобили»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в беге, учить,  не наталкиваясь друг на друга.

Правила игры: Каждый ребенок  получает руль (картонный или фанерный). По сигналу (подняв зеленый флажок; кегля; ленточка) дети разбегаются врассыпную так, чтобы не мешать друг другу. На  красный сигнал (поднять красный флажок) автомобили останавливаются. Игра повторяется.

 «Самолеты»

Цель: Развивать у детей ориентировку в пространстве, развить  навык построения в колонну. Упражнять в беге.

Правила игры: Дети строятся в 3-4 колонны, которые отмечаются флажками (кеглями; кубиками). Дети изображают летчиков. По сигналу  «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. Команда «Полетели!». Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях. По сигналу «На посадку!» - самолеты находят свои места и приземляются, строятся в колонны и опускаются на одно колено. Я отмечаю, колонну, которая построилась первой. Дети должны вылетать после сигнала воспитателя «Летите!». По сигналу  «На посадку!» - дети возвращаются в свои колонны. Варианты: Пока самолеты летают, поменять местами флажки, унести на противоположную сторону. Менять ведущих в колоннах.

 «Лошадки»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, научить работать в команде, упражнять в беге, ходьбе.

Правила игры: Дети делятся на 2 равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. На одной стороне отчерчивается конюшня. На другой – помещение для конюхов, между ними луг. Я говорю: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей!». Конюхи с вожжами в руках, бегут к конюшне и запрягают лошадей. Когда все лошади запряжены, они выстраиваются друг за другом и по указанию идут шагом или бегут. По сигналу «Приехали!» конюхи останавливают лошадей. Я говорю «Идите отдыхать!». Конюхи распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг. Сами возвращаются на свои места отдохнуть. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. По сигналу «Конюхи, запрягайте лошадей!» конюх ловит свою лошадь, которая убегает от него. Когда все лошади пойманы и запряжены, все выстраиваются друг за другом. После 2-3 повторений конюхи отводят лошадей в конюшню.

Дети меняют движения по сигналу. По сигналу «Идите отдыхать» - конюхи возвращаются на места.

Варианты: Включить ходьбу по мостику – доске, положенной горизонтально или наклонно, предложить разные цели поездки.

«Воробышки и кот»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, закрепить навык коллективного движения. Упражнять в беге.

Правила игры: Дети – «воробышки», я  – «кот». «Воробышки» сидят на «крыше» (на стульчиках или на скамеечке). Дается команда «воробышки полетели». «Воробышки» спрыгивают с «крыши» и начинают «летать», т. е. бегать и махать руками, точно крыльями. Пока дети бегают «кот» спит. Затем она внезапно просыпается и мяукает «Мяу, мяу». Это сигнал, что кошка вышла на охоту. «Воробышки» сразу разбегаются по своим местам на «крышу», а «кот» их ловит и отводит в свой «домик».

 «Птички и кошка»

Цель: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

Правила игры:  На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Я выбираю ловишку который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга.  Когда поймают 2-3 птичек выбирается новая кошка. Кошка ловит птичек только в кругу.

Варианты: Если кошка долго не может никого поймать, добавить еще одну кошку.

«У медведя во бору»

Цель: Развивать навык работы в коллективе, выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению.

Правила игры:  На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Я назначаю  медведя, остальные дети – у себя дома. По команде «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру. А медведь сидит и на нас рычит». Медведь в это время сидит на своем месте. Когда дети произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманных  медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь. Медведь ловит, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!».

Варианты: Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.

«Трамвай»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в ходьбе.

Правила игры:  3-4 пары детей становятся в колонну, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны, то есть одни дети держатся за шнур правой рукой, другие – левой. Это «трамваи». Я стою в одном из углов площадки, держа в руках три флажка: жёлтый, зелёный, красный. Он объясняет детям, что «трамвай» двигается на зелёный сигнал, на жёлтый замедляет ход, а на красный – останавливается. Если поднимает зелёный флажок – и «трамвай» едет: дети бегут по краям площадки. Если поднимаю  жёлтый или красный флажок, «трамвай» замедляет ход и останавливается. Если детей в группе много, можно составить 2 трамвая. Варианты: Во время остановок одни «пассажиры» выходят из «трамвая», другие входят, приподнимая при этом шнур. Я знакомлю  детей с правилами уличного движения. Так же слежу за тем, чтобы все играющие были внимательными, не пропускали остановок, следили за сменой флажков и меняли движение.

 «Мышеловка»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.

Правила игры: Дети делятся на две неравные группы. Одна группа образует круг - «мышеловку», остальные «мыши»- они находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая: «Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вам поставим мышеловки, переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По команде «хлоп», дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают - мышеловка захлопнулась. Дети, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями. Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки.

Варианты: Если в группе много детей, то можно организовать две мышеловки и дети будут бегать в двух.

«Кот и мыши»

Цель: Развивать у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга. Упражнять в беге с ловлей.

Правила игры: Все дети, кроме 2, становятся в круг, на расстоянии вытянутых рук, и берутся за руки. В одном месте круг не замыкается. Этот проход – называется воротами. Двое игроков , находятся за кругом, изображают мышку и кошку. Мышка бегает вне круга и в кругу, кошка – за ней, стараясь поймать ее. Мышка может вбегать в круг через ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка – только в ворота. Дети идут по кругу и говорят: «Ходит Васька серенький, хвост пушистый – беленький. Ходит Васька – кот. Сядет, умывается, лапкой вытирается, песенки поет. Дом неслышно обойдет, притаится Васька – кот. Серых мышек ждет». После слов кошка начинает ловить мышку.

2. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С БЕГОМ,  ПРЫЖКАМИ  И  ЛАЗАНИЕМ 

 

«Котята и щенята»

Цель: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, в беге, лазании.

Правила игры: Игру можно проводить в комнате, где есть гимнастическая стенка, или на участке. Дети делятся  на две группы. Одна группа изображает котят, другая - щенят. Котята находятся около гимнастической стенки, щенята на другой стороне комнаты (в будках за скамейками, за лесенкой, стульчиками) Я предлагаю котятам побегать легко, мягко. На слова «ЩЕНЯТА» вторая группа детей перелезают через скамейки. Они на четвереньках бегут за котятами и лают «ав-ав-ав-ав!». Котята, мяукая, быстро влезают на гимнастическую стенку (гимнастическую скамейку). Я всё время находится рядом. Щенята возвращаются в свои домики, игра возобновляется.

«Зайка беленький сидит»

Цель: приучать детей слушать текст и выполнять движения с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить детям радость.

Правила  игры: Дети изображают зайчиков. Они располагаются по всей площадке. Я  произношу слова:

Зайка беленький сидит, Дети шевелят кистями

И ушами шевелит. рук, подняв их к голове,

Вот так, вот так имитируя заячьи уши.

Он ушами шевелит.

Зайке холодно стоять, Подпрыгивают на обеих

Надо зайке поскакать. ногах на месте.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

игра  «Лиса и куры»

Цель: Закрепить спрыгивание с гимнастической скамейке.

Правила игры: На одной стороне зала находится «курятник» (можно использовать гимнастическую скамейку). В «курятнике» на «насесте» сидят «куры». На противоположной стороне зала – «нора» лисы. Все свободное место – это двор.

Один из детей назначается лисой, остальные дети – куры. По сигналу «куры» прыгают с насеста, бегают по двору, хлопают крыльями, клюют зерна. По сигналу: «Лиса!» - «куры» убегают. «Лиса» старается поймать «кур». Не успевшую спастись «курицу» она уводить в свою нору. Игра возобновляется. Когда «лиса» поймает 2-3 «кур», выбирается другая «лиса».

«Перелет птиц»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.

Правила игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – Гимнастическая скамейка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают. Игра повторяется.

«Кролики»

Цель: Развивать у детей умение двигаться по сигналу, находить свое место на площадке. Упражнять в подлезании, в беге, в прыжках на 2 ногах.

Правила игры:  На одной стороне площадки отчерчиваются круги – клетки кроликов. Перед ними ставятся стульчики, к ним вертикально привязываются обручи или протягивается шнур. На противоположной стороне ставится стул – дом сторожа. Между домом и клетками кроликов – луг. Я делю детей на маленькие группы по 3-4 человека. Каждая группа становится в очерченный круг. «Кролики сидят в клетках!». Дети присаживаются на корточки – это кролики в клетках. Я поочередно подхожу  к клеткам и выпускаю  кроликов на травку. Кролики пролезают в обруч (подлезают под дуги) и начинают бегать и прыгать. По сигналу «Бегите в клетки!». Кролики бегут домой, и возвращаются в свою клетку, пролезая снова в обруч (дуги). Затем сторож снова их выпускает. Кролики не выбегают, пока сторож не откроет, клеток возвращаются после сигнала я «Скорей в клетки!».

 «Удочка»

Цель: Совершенствовать координационные способности. Упражнять в прыжках.

Правила игры: Дети стоят в кругу, я  в центре круга, держа в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Вращаю  веревку с мешочком по кругу над самым полом (землей, а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел ног). Описав мешочком 2-3 круга,  Делаю  паузу, подсчитываю  количество задевших за мешочек и даю указания по выполнению прыжков.

«Угадай, кого поймали»

Цель: Развивать наблюдательность, активность, инициативу. Упражнять в беге, в прыжках.

Правила игры: Дети сидят на стульчиках, я предлагаю  пойти погулять в лес или на полянку. Там можно увидеть птичек, жучков, пчел, лягушек, кузнечиков, зайчика, ежика. Их можно поймать и принести в живой уголок. Дети  идут за мной, а затем разбегаются в разные стороны и делают вид, что ловят в воздухе, подпрыгивая  или присев на корточки. Команда «Пора домой и все дети, держа живность в ладошах, бегут домой, и занимают каждый свой стульчик. Ребёнок имитирует движения пойманного зверька. Дети отгадывают, кого поймали. После они снова идут гулять в лес.

 Возвращаться по сигналу «Пора домой».

Варианты: Поездка на поезде (сидят на стульчиках, имитируют руками и ногами движения и стук колес).

 «Быстрей по местам»

Цель: Развивать ориентировку в пространстве, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, ходьбе, подпрыгивании.

Правила игры: Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук, место каждого отмечается предметом. По слову «бегите», дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке. Я убираю один предмет. После слов «по местам», все дети бегут в круг и занимают свободные места. Ребёнку оставшемся без места, дети хором говорят « Ваня, Ваня, не зевай, быстро место занимай! «Место в кругу можно занимать только после слов «По местам». Нельзя оставаться на месте после слова «бегите». Варианты: В начале игры не прятать предмет (кубик, кегля), чтобы никто не оставался без места. Убрать 2 или 3 предмета.

3.ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С МЕТАНИЕМ  И ПРОКАТЫВАНИЕМ

«Попади мешочком в круг»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании правой и левой рукой.

Правила игры: Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из веревки кружок, концы веревки связаны, круг можно начертить. Диаметр круга – 2 метра. Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от круга. В руках мешочки с песком. По сигналу «Бросай!», все бросают свои мешочки в круг. «Поднимите мешочки!» - дети поднимают мешочки, становятся на место. Я отмечаю, чей мешочек не попал в круг, игра продолжается. Дети бросают другой рукой. Бросать мешочек нужно по сигналу «Бросай!»,

поднимать по сигналу «Поднимите!».

Варианты: Вместо мешочков бросать шишки (малые мячи); разделить детей на подгруппы, каждая бросает в свой круг; увеличить расстояние.

 «Кто бросит дальше мешочек»

Цель: Совершенствовать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании вдаль правой и левой рукой, в беге.

Правила игры: Дети стоят вдоль стены. Если детей много, разделить на команды. Несколько детей, становятся на одной линии перед положенной на пол веревкой. Дети получают мешочки  по сигналу «Бросай!» дети бросают мешочек вдаль. Я обращаю  внимание детей на то, чей мешочек упал дальше и говорит: «Поднимите мешочки!». Дети бегут за своими мешочками, поднимают их и садятся на места. Называю  других детей, которые занимают места бросавших мешочки. Игра заканчивается, когда все дети бросят  мешочки.

Бросать и поднимать мешочки можно только по команде.

Варианты: Поставить ориентиры – кто дальше. Бросать шишки, мячики.

«Докати до стены»

Цель: Совершенствовать навык отталкивания, мча при прокатывании.

Правила игры. Из 6-8 палок образуют два коридора шириной 30-50 см так, чтобы корридо доходил до стены. Таких коридоров должно быть два. Группа делится на две команды. Двое из каждой команды стоит у стены, остальные сидят на стульчиках по обеим сторонам зала. По сигналу дети начинают прокатывать мячи к стене. Бросив мяч, игрок садится на место. Стоящий у стены после касания мяча о стену ловит его и становится на исходную позицию для прокатывания, его место у стены занимает следующий в команде.

«Закати мяч»

Цель игры: Упражнять прокатыванию мяча в ворота.

Правила игры. Дети выкладывают из кубиков (кеглей, гимнастических палок) прямоугольник шириной 30-40 см без одной стороны (в виде ворот). По числу ворот дети распределяются на команды. На расстоянии 2-3 м от ворот ребенок катит мяч в ворота прямоугольника, По окончании прокатывания один из команды собирает все мячи и раздает своим игрокам. Подсчитывается число мячей, попавших в ворота. Наиболее меткая и быстрая команда объявляется победительницей.

При неоднократном проведении игры можно увеличить расстояние от места прокатывания до ворот.

«Чей мяч улетит дальше»

Цель: Совершенствовать навык владения мячом при прокатывании в горку.

Правила игры. Колонны детей выстраиваются перед 2-4 горками на расстоянии 1 м. у каждого мяч. По сигналу, водящие ,с силой прокатывают мячи снизу вверх на горку так, чтобы он как можно дальше пролетел по воздуху. На месте приземления мяча, ставится флажок (кубик, кегля). Ребенок берет свой мяч и становится рядом с горкой, не мешая другим прокатывать мяч. Если у следующего ребенка место приземления мяча будет дальше, то флажок  назад не отодвигается. Выигрывает та команда, у которой флажок будет находиться от горки дальше.

11 октября 2024 в 08:35

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.