Маркова Наталья Юрьевна,инструктор по физической культуре

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

1.ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ХОДЬБОЙ И БЕГОМ

 «Хитрая лиса»

Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.

Правила игры: Дети стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Я предлагаю детям закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать  хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем предлагается детям открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Дети спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору. Лиса начинает ловить детей только после того, как дети хором спросят, и лиса скажет «Я здесь!» Если лиса выдала себя раньше, я назначаю новую лису. Дети, выбегающие за границу площадки, считается пойманным. Варианты: Выбираются 2 лисы.

 «Мышеловка».

Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге, закрепить построении в круг, ходьбе по кругу.

Правила игры: Дети делятся на 2 неравные группы. Одна, образует круг – мышеловку. Остальные – мыши, они находятся вне круга. Дети, изображающие, мышеловку берутся, за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая «Ах как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас, вот поставим мышеловку – переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки, вверх образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее, по слову воспитателя «Хлоп» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопнулась. Дети, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями. Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки. Варианты: Если в группе много детей, то можно организовать две мышеловки и дети будут бегать в двух.

 «Карусель»

Цель: Развивать у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами. Упражнять в беге, ходьбе по кругу и построении в круг.

Правила игры: Дети образуют круг. Я даю детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение: «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом». В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега я приговариваю: «По-бе-жа-ли». Дети бегут 2 раза по кругу, затем  меняют направление движения, говоря: «Поворот». Дети поворачиваются кругом, быстро перехватывая, шнур левой рукой и бегут, в другую сторону. Затем я продолжаю вместе с детьми: «Тише, тише, не спишите, карусель остановите. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!».

 «Два мороза»

Цель: Развивать у детей, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле.

Правила игры: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Дети располагаются на одной стороне площадки. Я выделяю двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу «Начинайте», оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз, и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к остальным детям. Дети могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше, и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.

«Мы веселые ребята»

Цель: Развивать у детей умение быстро реагировать на сигнал (слово). Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием.

Правила игры: Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится ловишка (выбранный по считалочке). Дети хором произносят: «Мы веселые ребята, любим, бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три - лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, кого ловишка дотронулся, прежде чем ребенок  пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек, и выбирается новый ловишка. Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя. Варианты: Ввести второго ловишку. На пути у детей  преграда (бег между предметами).

 «Гуси – Лебеди»

Цель: Продолжить  развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием.

Правила игры: На одном конце площадки проводится черта «дом», где находятся гуси, на противоположном конце стоит пастух. Сбоку от дома «логово волка». Остальное место «луг». Одного ребенка выбираем  пастухом, другого волком (считалочка), остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Пастух зовет их «Гуси, гуси». Гуси отвечают: «Га-га-га». «Есть хотите?». «Да-да-да». «Так летите». «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой». «Так летите, как хотите, только крылья берегите». Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пресекает им дорогу, стараясь поймать большое количество  гусей (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3-4 перебежек подсчитывается число пойманных, затем выбирается новый волк и пастух. Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов «Так летите, как хотите, только крылья берегите». Волк может ловить гусей на лугу до границы дома. Варианты: Увеличить расстояние. Ввести второго волка. На пути волка преграда ( ров), который надо перепрыгнуть.

 «Быстрей по местам»

Цель: Развивать ориентировку в пространстве, умение быстро реагировать  на сигнал. Упражнять в быстром беге, ходьбе.

Правила игры: Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук, место каждого отмечается предметом (стульчик, балансировочная подушка). По слову «бегите», дети выходят из круга, ходят, бегают или прыгают по всей площадке. Воспитатель убирает один предмет. После слов «по местам», все дети бегут в круг и занимают свободные места. Оставшемуся  без места дети хором говорят « Ваня, Ваня, не зевай, быстро место занимай!» Место в кругу можно занимать только после слов «По местам». Нельзя оставаться на месте после слова «бегите». Варианты: Убрать 2 или 3 предмета.

 «Горелки»

Цель: Развивать ориентировку в пространстве, умение быстро реагировать  на сигнал. Упражнять в быстром беге, построение в колонны.

Правила игры: Дети строятся в две колонны, взявшись за руки парами. Впереди – водящий. Ребята хором произносят: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят! Раз-два-три – беги! После слова «беги! »дети, стоящие в последней паре, опускают руки и бегут в начало колонны: один справа, другой слева от колонны. Водящий пытается поймать одного из ребят, прежде чем он успеет снова взяться за руки со своим партнером. Если водящему удается это сделать, он берется за руки с пойманным, и они встают впереди колонны. Оставшийся без пары становится водящим. Для увеличения двигательной активности можно разделить детей на две команды.

 «Выручай!»

Цель:  Развивать умение быстро реагировать  на сигнал. Упражнять в быстром беге, построение в круг.

Правила игры: Дети встают в кругу, два ребёнка, выбранных заранее (считалочкой) выходят из круга и бегут: один ребенок убегает, другой - догоняет. Ребенок, который убегает, может спастись, встав сзади у кого-нибудь из детей, которые стоят в кругу, и сказать: «Выручай!» Тот ребенок, к которому обратились, должен убегать из круга и тоже встать сзади другого. Если ребёнок не успеет встать, его поймают. При повторение игры выбираю следующую пару детей.

 «Пустое место»

Цель: Продолжить  развивать умение быстро реагировать  на сигнал. Закрепить умения в быстром беге, построение в круг.

Дети встают в круг, выбирают водящего (считалочка). Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим. Если дети прибегают к свободному месту одновременно, то они оба встают в круг, и выбирается новый водящий. Варианты: Дети бегают только за кругом, стоящие в кругу не должны задерживать игроков. Если детей много, лучше организовать два круга играющих.

 «Совушка»

Цель: Продолжить развивать быструю реакцию на сигнал. Закрепить навыки бега.

Правила игры: Выбирается водящий (считалочка)  «Совушка», остальные дети изображают бабочек, птичек и т. д. По сигналу «День! » - дети бегают по всему залу, на команду: «Ночь! » замирают и останавливаются в том месте, где застала их команда. «Совушка» выходит из своего гнезда и тех, кто шевелится, забирает к себе. Игра повторяется.

«Ловишки с лентами»

Цель: Развивать у детей ловкость, сообразительность. Упражнять в беге , в ловле и в построении в круг.

Правила игры: Дети строятся в круг, каждый получает ленточку, которую он закладывает сзади за пояс или за ворот. В центре круга - ловишка. По сигналу «беги» дети разбегаются, а ловишка стремится вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки садится на скамейку. По сигналу «Раз, два, три, в круг скорей беги», дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество ленточек и возвращает их детям. Игра начинается с новым ловишкой. Водящий должен брать только ленту, не задерживая играющего. Варианты: Выбрать двух ловишек; дети  пробегают по «дорожке», «мостику», перепрыгивая через «кочки».

2.ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ

 «Кто скорей снимет ленту»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение действовать по сигналу. Дети упражняются в быстром беге, прыжках.

Правила игры: На площадке проводится черта, за которой дети строятся в несколько колонн по 4-5 человек. На расстоянии 10-15 шагов, напротив колонн натягивается веревка, высота на 15 см. выше поднятых вверх рук детей. Против каждой колонны на эту веревку накидывается лента. По сигналу «беги» все стоящие первыми в колоннах бегут к своей ленте, подпрыгивают и сдергивают ее с веревки. Снявший ленту первым, считается выигравшим. Ленты снова вешаются, те, кто были в колонне первыми, становятся в конец, а остальные подвигаются к черте. По сигналу бегут следующие дети. И т.д. Подсчитываются выигрыши в каждой колонне.

Бежать можно только после слова «беги». Сдергивать ленту только напротив своей колонны.

Варианты: Поставить на пути бега препятствия. Протянуть веревку на расстоянии 40 см., под которую нужно подлезть, не задев ее. Провести две линии на расстоянии 30 см., через которые надо перепрыгнуть.(Игру лучше проводить на уличной площадке)

«Удочка»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Дети упражняются в быстром беге, прыжках.

Правила игры: Дети стоят в кругу. В центре круга я держу в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Вращать мешочек на веревке по кругу над самой землей (полом, а дети подпрыгивают, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног). Предварительно я  показываю  детям, как следует подпрыгивать: энергично оттолкнуться от пола и подобрать ноги под себя. Вращаю мешочек в обе стороны попеременно.

 «Не попадись»

Цель: Закрепить у детей умение действовать по сигналу. Совершенствовать  в выполнении прыжков.

Правила игры: На полу чертят круг (или выкладывают из шнура). Все дети становятся за кругом на расстоянии полушага. Выбирается водящий. Он становится в круг в любом месте. Дети прыгают в круг и из круга. Водящий бегает в кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся в кругу. Ребенок, до которого водящий дотронулся, садится на скамейку. Через 30-40 секунд игра останавливается. Выбирается другой водящий, и игра повторяется со всеми детьми.

 «Лягушки в болоте»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Дети упражняются в прыжках, ловкости.

Правила игры: На одной стороне зала (за чертой) находится водящий-журавль. В середине зала – болото (круг, выложенный из шнура). Вокруг сидят дети-лягушки и произносят:

Вот с насиженной гнилушки, в воду шлепнулись лягушки. Ква-ка-ка, ква-ке-ке, Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают в болото. Журавль ловит лягушек, не успевших прыгнуть. Пойманная лягушка идет в гнездо к журавлю. Когда журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля, игра возобновляется.

 «Кто быстрее»

Цель: Развивать у детей умение прыгать на двух ногах, строится в колонны.

Правила игры: Дети строятся в три колонны. По команде игроки, стоящие в колоннах первыми (у каждого игрока мяч, прыгают на двух ногах (дистанция 5 метров), до корзины (обруча) и кладут в нее мяч. Возвращаются бегом, и, как только пересекут обозначенную линию, в игру вступают следующие игроки. При повторении нужно взять мяч из корзины и быстро вернуться в свою колонну.

3.ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С МЕТАНИЕМ БРОСАНИЕМ И ЛОВЛЕЙ

 «Охотники и зайцы».

Цель: Закрепить умение прыгать на двух ногах (на одной). Упражнять в метание.

Правила игры: Из числа детей выбирается охотник, остальные дети – зайцы. На одной стороне зала (площадки) отводится место для охотника, на другой – дом зайцев. Охотник ходит по залу, делая вид, что ищет следы зайцев, а затем возвращается к себе в дом. Зайцы выпрыгивают из-за кустов и прыгают (на двух ногах, на правой или левой - кто как хочет) в разных направлениях. По сигналу: «Охотник! » - зайцы убегают в дом, а охотник бросает в них мячи (в руках у него 2-3 мяча). Зайцы, в которых он попал, считаются подстреленными, и он забирает их в свой дом. После каждой охоты на зайцев охотник меняется, но выбирается не из числа пойманных. Во избежание травм в данной игре лучше использовать мягкие мячи.

«Передай мяч»

Цель: Упражнять в бросании и ловле мяча, в метании мяча и попадании в цель, развивать меткость, быстроту реакции.

Правила игры: Дети передают мяч по кругу со словами:

1,2,3 – мяч скорей беги,

4,5,6 – вот он, вот он  здесь,

7,8,9  -  кто бросать умеет? Я! Тот, у кого на слово «Я» оказывается мяч выходит на середину круга и говорит: Раз, два, три – беги!» Дети разбегаются  в разные стороны. Водящий догоняет  детей, бросая в них мяч. Тот в кого попал,  на  время  выбывает из игры. Игра повторяется.

«Попробуй, отними!»

Цель: Упражнять в бросании и ловле мяча, развивать ловкость, быстроту.

Правила игры: Дети располагаются по кругу. Они размыкаются на расстояние вытянутых рук. Выбирают водящего (считалочкой), который выходит в середину круга. Стоящие в кругу начинают перебрасывать между собой мяч. Водящий бегает в середине круга .Он старается перехватить мяч или хотя бы дотронуться до мяча рукой. Когда мяч находится в воздухе или в руках у игроков. Если водящему удалось это сделать, на его место идет тот игрок, который последним бросил мяч, а водящий становится в круг

«Попади в цель»

Цель: Упражнять в метании правой и левой рукой.

Правила игры: Я ставлю или подвешиваю  2—3 вертикальные цели.Это может быть обруч с картонным кружком посередине, щит-мишень, снежная фигура с удобным для метания предметом (корзиной). Перед целями на расстоянии 1,5—2 м обозначается полоса шириной 40 см. На ней напротив каждой цели стоят ведерки с мячами (шишками, мешочками с песком). Дети  встают к ведеркам, берут предметы и метают их в цель одной и другой рукой. Собирают брошенные предметы в ведерки, выходят другие играющие,

 собирать предметы после того, как все произвели метание.

«Подбрось-поймай»

Цель: Продолжить упражнять в бросании мяча двумя руками снизу вверх и ловить его, учить детей соревноваться.

Правила игры: Дети свободно располагаются в помещении или на площадке, каждый в руках держит мяч. По сигналу «Начинай!» дети подбрасывают мяч вверх и ловят его. Каждый считает, сколько раз сумеет поймать мяч и не уронить его. Варианты: Детей можно разделить на пары. Одни подбрасывают и  ловят мячи, а другие считают или все становятся в круг, а один или двое из детей выходят в середину круга и подбрасывают мяч. Все наблюдают за правильностью выполнения задания.

"Кто бросит дальше мешочек"

Цель: Закрепить  упражнять в метании вдаль правой и левой рукой, в беге, воспитывать желание играть в подвижные игры.

Правила игры: Дети сидят вдоль стен или по сторонам площадки. Несколько детей, становятся на одной линии перед положенной на пол веревкой. Дети получают мешочки (малые мячи). По сигналу «бросай» дети бросают мешочек вдаль. Я обращаю внимание детей на то, чей мешочек упал дальше, и говорю: «Поднимите мешочки». Дети бегут за своими мешочками, поднимают их и садятся на места. Выходят  другие дети. Игра повторяется.

«Сбей булаву»

Цель: упражнять в метании и попадании в цель, развивать меткость, ловкость.

Правила  игры: На полу чертят линию (шнур). На расстоянии 3 м от нее ставят 4-5  больших булав (кегли, большие кубы). Дети по очереди подходят, берут мячи и катят их, стараясь сбить булаву.

«Зевака»

Цель: Совершенствовать  умение  в бросании и ловле мяча, развивать внимание, координацию движений, ловкость, воспитывать интерес  к подвижным играм.

Правила игры: Выбирается водящий (считалочка). Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга. У одного из играющих в руках мяч. По команде, ребенок начинает перебрасывать мяч, называя по имени того, кому бросает мяч.  Мяч необходимо поймать. Кто уронил мяч встает в центр круга и  выполняет  любое упражнение с мячом. Мяч перебрасывается через центр круга. Если играющий при выполнении упражнения уронил мяч, ему даётся дополнительное задание.

4.ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ  С ЛАЗАНИЕМ И ПОДЛЕЗАНИЕМ

«Поросята и волк»

Цель: Упражнять подлезать под дугу, не касаясь головой верхнего края дуги, развивать ловкость, быстроту, внимание, воспитывать интерес к подвижным играм.

Правила игры: Игроки – «поросята» сидят «в домике»  за дугами. На противоположной стороне площадки находится одна дуга, за ней сидит – «волк». Со словами: «Никакой на свете зверь не откроет эту дверь, волк из леса никогда не ворвётся к нам сюда! «дети подлезают под дуги, передвигаются по площадке на четвереньках. По команде «Волк! поросята  быстро возвращаются в свой домик,  а волк подлезает под дугой, догоняет и пятнает поросят.

«Кролики и сторож»

Цель: Упражнять в подлезании, развивать ловкость, быстроту.

Правила  игры: Игроки – «кролики» находятся в домике – «клетке». Перед ними натянута волейбольная сетка (от пола до сетки высота 40-50 см.), водящий – «сторож» сидит в домике на противоположной стороне площадки. По команде «Кролики, вылезайте из клетки!» дети пролезают под волейбольной сеткой, встают и бегают в разных направлениях. По команде «Сторож!» кролики убегают и прячутся в домик, проползая под сеткой. Сторож старается догнать и запятнать кроликов, которые не успели спрятаться в клетку. Пролезать под сеткой в упоре на коленях, стараться не касаться сетки туловищем.

«Пожарные на ученье»

Цель: Упражнять лазать переменным шагом, развивать у детей чувство коллективизма, закрепить действия  по сигналу.

Правила игры: Дети строятся лицом к гимнастической стенке на расстоянии 5 – 6 шагов в 3 – 4 колонны. Против каждой колонны на одной и той же высоте подвешивается колокольчик. По сигналу «1, 2, 3 – беги» дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают и звонят в колокольчик. Затем спускаются и становятся в конец своей колонны. Игра повторяется.

«Перелет птиц»

Цель: Закрепить упражнения в беге, лазании, умение двигаться по сигналу.

Правила игры: Дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». По сигналу «птицы улетают»  птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы прячутся от бури, залезают на гимнастическую стенку. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают, снова бегают по площадке.

«Ловля обезьян»

Цель: Упражнять в лазании, переменным шагом, в беге, развивать ловкость, быстроту, внимательность.

Правила  игры: Дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки,  возле гимнастической стенки. На другой стороне 4 – 6 человек – это ловцы обезьян. Обезьяны подражают всему, что видят. Ловцы сговариваются, какие движения они будут делать. Как только ловцы выходят на середину площадки, обезьяны влезают на вышку и оттуда наблюдают. Проделав движения, ловцы уходят, обезьяны приближаются к тому месту, где были ловцы и повторяют их движения. По сигналу «ловцы»  ловцы ловят обезьян.

«Рыбки в пруду»

Цель: Закрепить  упражнения в подлезании под дугу, в группировке, развивать ловкость, быстроту реакции.

Правила игры: На площадке перед гимнастической стенкой бегают дети – это рыбки в пруду. Через некоторое время сигнал: «Щука!» Рыбки быстро прячутся (подлезают под дуги). Затем я вновь приглашаю  рыбок порезвиться в пруду. Отмечаю детей, которые сумели быстро спрятаться.

11 октября 2024 в 08:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.